На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Александр Каблучко
    "Эти законы составляют основу всех сегодняшних систем правосудия в западном мире." Видно, что автор далек от Теории г...Думать о Римской ...
  • Дмитрий Николенко
    А как Вам такая купюра?Какое существует ...

Правда за повторением. Какой бы возмутительной ни была ложь, она становится правдой.

Правда за повторением. Какой бы возмутительной ни была ложь, она становится правдой.

 

Исследования показали, что повторение утверждения увеличивает воспринимаемую истинность этого утверждения. Однако долгое время предполагалось, что этот так называемый эффект истинности повторением применяется только к утверждениям, значение истинности которых было однозначным.

Новое исследование подтверждает то, что политики и рекламщики всегда знали. Эффект работает практически с любыми утверждениями. Даже с крайне неправдоподобными.

 

Истина через повторение

 

Еще в 1970-х годах исследования показали, что повторение утверждения увеличивает его истинность. Другими словами, чем чаще вы слышите определенное утверждение, тем больше вероятность того, что вы примете это утверждение за истинное. В научной литературе этот процесс называется “истина через повторение” или сокращенно TBR.

Исследователи до сих пор не до конца понимают, почему возникает TBR. Но есть вероятность, что это как-то связано с беглостью обработки. Неврологически нашему мозгу легче обрабатывать то, что мы уже слышали раньше. По сравнению с тем, чего мы не слышали. Тем самым ошибочно принимая знакомое за достоверное.

 

Исследователи до сих пор не до конца понимают, почему возникает TBR. Но есть вероятность, что это как-то связано с беглостью обработки. Неврологически нашему мозгу легче обрабатывать то, что мы уже слышали раньше. По сравнению с тем, чего мы не слышали. Тем самым ошибочно принимая знакомое за достоверное.

 

Долгое время исследователи предполагали, что TBR работает только с утверждениями, истинность которых неоднозначна или неизвестна испытуемым. В противном случае, о правдивости утверждений будут судить на основе их знаний. А не на основе частоты повторения.

Одно исследование 2015 года, показало, что теория применяется и к утверждениям, которые противоречат предварительным знаниям участников. Например, “Атлантический океан – самый большой океан на Земле”. В другом исследовании, была обнаружена связь между TBR и заголовками фейковых новостей в соцсетях.

 

Сила повторения лжи

 

Эти исследования показывают, что эффект может работать с любым типом утверждений. Независимо от того, является ли правдивость утверждения однозначной или нет.

Однако они не являются окончательными. Хотя утверждения вроде “Атлантический океан – самый большой океан на Земле” ложны. Многим людям не хватает знаний, чтобы признать их таковыми. Точно так же неправдоподобность фейковых новостей не становится очевидной. До тех пор, пока вы не познакомитесь с различными источниками, чего активно избегают жертвы фейковых новостей.

 

неправдоподобность фейковых новостей не становится очевидной. До тех пор, пока вы не познакомитесь с различными источниками, чего активно избегают жертвы фейковых новостей.

 

Если исследователи действительно хотят выяснить, увеличивает ли простое повторение признание утверждений. Им лучше использовать утверждения, которые почти все признают ложными. Например, “Земля – идеальный квадрат”. И это именно то, что намеревалась сделать группа психологов в недавнем исследовании.

Авторы исследования попросили участников оценить повторяющиеся утверждения как более правдивые или менее ложные по сравнению с неповторяющимися. И они обнаружили, что люди “начали доверять” таким утверждениям как “Земля – идеальный квадрат” или “Бенджамин Франклин прожил 150 лет”, повторив их всего пять раз.

В исследовании делается вывод, что “даже ограниченное количество повторений может изменить воспринимаемую истину крайне неправдоподобных утверждений”. Однако, этот вывод не то чтобы революционный и не безупречный.

 

Пропаганда предполагает повторение

 

Нигде обоюдоострая сила повторения не проявляется так ясно, как в истории пропаганды. Как форма коммуникации пропаганда в том виде, в каком мы ее знаем сегодня, появилась только в начале Первой мировой войны. За это время правительства всего мира придумали, как производить и распространять требуемую информацию в национальном и даже глобальном масштабе.

 

До Первой мировой войны политическая информация распространялась в основном через газеты. Новые методы были предпочтительнее по нескольким причинам. Прежде всего, они были визуальным средством. Идеи и аргументы подавались не только через текст, но и через образы и символы. Которые можно было сразу понять, независимо от того, умел ли зритель читать.

 

Во всех странах, вовлеченных в войну, плакаты производились в больших количествах. Радио и телевидение использовались не только в качестве пропаганды, но и для мобилизации людей на военные действия.

До Первой мировой войны политическая информация распространялась в основном через газеты. Новые методы были предпочтительнее по нескольким причинам. Прежде всего, они были визуальным средством. Идеи и аргументы подавались не только через текст, но и через образы и символы. Которые можно было сразу понять, независимо от того, умел ли зритель читать.

Наконец, что не менее важно, они были вездесущи. Статьи приходилось впихивать в переполненные страницы газет, а плакаты можно было вешать везде и всюду. На стены, заборы, рекламные щиты, фонарные столбы.

Повторение сыграло ключевую роль в распространении и эффективности пропагандистских плакатов. Часто несколько копий одного и того же плаката размещались в одном и том же месте. Подобно тому, как вы иногда видите, как несколько телевизионных каналов отображают один и тот же сюжет.

 

Пропаганда во время войны

 

В качестве примера можно привести знаменитый постер "I want you". Со временем плакат стал настолько знаковым, что превратился в мем. То есть широко известный шаблон, который можно модифицировать для разных ситуаций. Но при этом он остается легко понятным.

 

Другими словами, чем более люди знакомы с определенным образом, тем меньше усилий им требовалось для осмысления его значения. В качестве примера можно привести знаменитый постер “I want you”.

Со временем плакат стал настолько знаковым, что превратился в мем. То есть широко известный шаблон, который можно модифицировать для разных ситуаций. Но при этом он остается легко понятным.

Наконец, пропагандисты использовали повторение как для фальсификации, так и для подтверждения конкретных заявлений.

Пропаганда во время войны, повторяет основные темы “как своего рода барабанный бой”. Героический образ солдата-патриота, рискующего своей жизнью ради страны. А также идеал семьи и дома, который необходимо защищать от внешних врагов. Вот два примера образов, которые, благодаря их тотальному повторению, сегодня считается бесспорным.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх