На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Traveller
    А что это за "авианосец" Эль Ал? 🤣🖕Коммерческая авиа...
  • Tigra07
    Жаль только, что недовоевали на ближнем востоке. Сколько народу бы осталось жить!Думать о Римской ...

Дегуманизация, демонизация – это…

Дегуманизация, демонизация – это…

 

Дегуманизация означает лишение людей их человеческих качеств. Дегуманизаторы считают дегуманизированных людей менее человечными, они больше не имеют той же ценности и достоинства, которые люди обычно приписывают друг другу.

Хотя дегуманизацию часто можно использовать в шутку, она также имеет серьезные и печальные последствия. На протяжении всей истории, когда одна социальная группа угнетала, эксплуатировала или истребляла другую социальную группу. Они часто прибегали к дегуманизации последней, чтобы оправдать зверства.

 

Что такое Дегуманизация?

 

Дегуманизация предполагает процесс лишения отдельных лиц и/или группы людей человеческих качеств. Эти процессы, особенно наиболее знакомые, включают в себя “демонизацию врага, заставляя его казаться менее человечным и, следовательно, не заслуживающим гуманного обращения”.

 

Хотя дегуманизацию часто можно использовать в шутку, она также имеет серьезные и печальные последствия. На протяжении всей истории, когда одна социальная группа угнетала, эксплуатировала или истребляла другую социальную группу. Они часто прибегали к дегуманизации последней, чтобы оправдать зверства.

 

Это отсутствие достоинства позволяет людям игнорировать потребности других. В лучшем случае это означает потерю способности слушать или общаться с тем, кого мы так воспринимаем. В худшем случае это означает, что группы людей заслуживают места в клетках, боли или смерти.

“Если вражеская группа недочеловеков, с ними нельзя обращаться как с людьми. И убивать их – это нормально”, так звучит эта логика. Такого рода дегуманизация, как правило, сопровождается чувством отвращения и презрения к членам дегуманизированной группы.

Исследователи выделяют два типа дегуманизации – анималистическую и механистическую дегуманизацию.

При анималистической дегуманизации вы отрицаете человеческие качества в другом человеке. И рассматриваете его как животное. При механистической дегуманизации вы рассматриваете другого человека как автомат.

 

Например, можно в шутку сказать другу: "Перестань вести себя как обезьяна". В этом случае вы дегуманизировали своего друга и опустили его с более высокого уровня человека до более низкого уровня обезьяны.

 

Например, можно в шутку сказать другу: “Перестань вести себя как обезьяна”. В этом случае вы дегуманизировали своего друга и опустили его с более высокого уровня человека до более низкого уровня обезьяны.

С другой стороны, называть людей “роботами, слепо попадающимися в ловушки потребительства”, было бы примером механистической дегуманизации.

 

Что делает людей такими особенными?

 

Дегуманизация по определению требует возведения человека и человеческих качеств на пьедестал. Только когда вы придаете человечеству высокую ценность, вы можете понизить нечеловеческое до низкого уровня. Но зачем мы это делаем?

Это все о выживании. Мы племенные существа, и для того, чтобы существовать в сплоченных обществах, мы должны были сопереживать и уважать других людей. Особенно членов нашей собственной группы. Потому что они скорее были нашими родственниками, чем чужаками.

Таким образом, придание высокой ценности человечеству помогло нам морально и мирно сосуществовать в нашей группе. Но когда дело доходило до набегов и убийств других человеческих групп. Отрицание их человечности служило хорошим самооправданием.

 

От Чингисхана до Сталина, Гитлера и Мао, до племенных, этнических и религиозных расправ. Которые продолжаются и сегодня, все тираны начинают свою вербовку с искусства и науки дегуманизации. На основе одного и того же предположения: "Если мы все верим в X, мы все достойные люди. И должны относиться друг к другу достойно. Однако те, кто не верит в X, ниже нас. И должны быть дисквалифицированы как люди и подвергнуты жестокому обращению, если потребуется".

 

Роль убеждений и предпочтений

 

Верования играли и продолжают играть решающую роль в объединении человеческих обществ. Даже в современных обществах все политические конфликты, внутренние и внешние, в большей или меньшей степени являются конфликтами убеждений.

От Чингисхана до Сталина, Гитлера и Мао, до племенных, этнических и религиозных расправ. Которые продолжаются и сегодня, все тираны начинают свою вербовку с искусства и науки дегуманизации. На основе одного и того же предположения:

“Если мы все верим в X, мы все достойные люди. И должны относиться друг к другу достойно. Однако те, кто не верит в X, ниже нас. И должны быть дисквалифицированы как люди и подвергнуты жестокому обращению, если потребуется”.

X может принимать любое качественное значение в соответствии с приведенным выше обоснованием. От конкретной идеологии до конкретных предпочтений. Даже такое, казалось бы, безобидное предпочтение, как “любимая музыкальная группа”, может заставить людей дегуманизировать и унижать тех, кто не разделяет их предпочтения.

 

“Как? Вам не нравятся Битлз? Ты не можешь быть человеком”.

“Я не считаю людей, которые смотрят Дом 2, людьми”.

“Банкиры – это оборотни, которые хотят контролировать мир”.

 

Пограничники, отрывающие детей от родителей, и сочувствующие неонацистам, выступающие за расизм, тоже люди. Мы можем назвать их действия, не уподобляя их "зверям".

 

Противоположность дегуманизации

 

Противоположностью дегуманизации является сочувствие и уважение. Что, пожалуй, лучше всего выражается золотым правилом: “Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступили с тобой”.

Та или иная формулировка этой идеи присутствует во множестве религий. Правило настолько гуманно, насколько это возможно, призывая всех относиться к другим так же, как вы хотели бы, чтобы люди относились к вам.

Пограничники, отрывающие детей от родителей, и сочувствующие неонацистам, выступающие за расизм, тоже люди. Мы можем назвать их действия, не уподобляя их “зверям”.

Их поведение может быть ужасным и даже чудовищным. Но это поведение человека. Порой они сами могут являться жертвами насилия, убеждения. А может быть, они воспитаны в семье, где научились ненависти.

Есть много способов взростить фанатика. Но они все еще люди. И признание их человечности будет иметь важное значение для уменьшения противостояния. Если мы стремимся к гуманному обществу, мы не должны сами прибегать к насилию и преследованиям.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх