
Это одна из самых странных вещей в авиаперелетах: вы чувствуете стремительную скорость, когда самолет катится по взлетной полосе. Но когда он поднимается в воздух и набирает крейсерскую высоту, кажется, что вы вообще почти не двигаетесь.
А когда вы на земле смотрите на пролетающий мимо самолет, кажется, что он движется не спеша.
А не со скоростью в сотни километров в час, как на самом деле. В чем же причина такого разрыва в восприятии.Оказывается, дело в относительности самолетов и их обманчивой медлительности. Для зрителей на земле, наблюдающих за самолетом, часто нет точек отсчета, по которым можно было бы судить о его движении. Т.е. облаков, мимо которых можно было бы пролететь. Или контраилов (паровых шлейфов), которые можно было бы оценить.
Вместо этого самолет в небе выглядит как небольшое пятно на фоне сплошного голубого фона в тысячах метров от вас. Не имея ориентиров, трудно судить о скорости движения объекта.
Еще один фактор? Время, которое требуется самолету, чтобы пересечь поле нашего зрения. Поскольку самолет находится так далеко и так мал, он может оставаться в поле зрения длительное время. Создавая иллюзию, что он ползет (хотя наш мозг знает об этом лучше).
Если бы самолет летел ближе к нам, он перемещался бы по нашему полю зрения быстрее. И мы бы лучше представляли себе его истинную скорость. Этот эффект известен как параллакс движения.
В самолетах у вас мало ориентиров
Крейсерская скорость среднего коммерческого самолета находится в диапазоне 700-900 километров в час. Когда вы находитесь внутри салона (который почти всегда окрашен в белый цвет), вы движетесь с такой же скоростью.
И именно потому, что вы находитесь в самолете и мчитесь вместе с ним, вы не можете воспринять, насколько быстро вы на самом деле летите.
Причина, по которой скорость самолета ощущается гораздо меньше, чем скорость автомобиля или поезда, заключается в наличии (точнее, отсутствии) точек отсчета.
В автомобиле вы, как правило, проезжаете мимо всевозможных ориентиров. И они проносятся в вашем поле зрения либо быстро, либо не очень. В зависимости от скорости движения. В самолете же таких ориентиров гораздо меньше.
По этой же причине бывает трудно определить, что вы быстро едете по шоссе, которое окружено только пустыми полями без деревьев. И если, находясь в самолете и глядя в одно из круглых окон, заметить тень самолета на земле, то можно получить представление об истинной скорости самолета.
Полеты действительно становятся медленнее
Отсутствие ориентиров – главная причина того, что самолеты могут казаться медленно движущимися в небе. В то время как на самом деле они летят со скоростью около 900 километров в час. Но если уж говорить о медленных самолетах, то и сами полеты сегодня происходят медленнее, чем примерно 50 лет назад.
Причинами этого являются, в частности, то, что авиакомпании закладывают возможные задержки, а пилоты летают с меньшей скоростью в целях экономии топлива.
Практика экономии топлива появилась примерно 15 лет назад. И часто компании предписывают своим пилотам летать медленнее по этой причине.
Есть и практические причины, по которым самолеты сегодня летают несколько медленнее, чем раньше. Турбовинтовые двигатели, используемые на большинстве коммерческих самолетов, наиболее эффективно работают в диапазоне от 650 до 950 километров в час.
Для более высоких скоростей необходим реактивный двигатель, который расходует топливо с бешеной скоростью. А полеты на больших скоростях – например, за звуковой барьер, который реактивные двигатели способны преодолевать, становятся более рискованными.
Так что, учитывая все это, возможно, самолеты, замедляющиеся ближе к нашему восприятию, не так уж и плохи.
Свежие комментарии