
Бросить торт в лицо в шутку или назло – повторяющаяся тема как в кино, так и на телевидении. Даже если в повседневной жизни это не обычный жест, он встречается в десятках старых фильмов и комедийных скетчах. В определенный момент это трансформировалось в политический жест протеста.
Бросание или “битвы” тортов стали известны в начале двадцатого века благодаря американскому немому кино.
Его происхождение неясно, но вероятно, оно восходит к водевилю. Жанру, импортированному из Франции, основанному на комических ситуациях.Первые торты появились в фильме “Шарло Машинист” режиссера и исполнителя главной роли Чарли Чаплина в 1916 году. Одной из первых войн тортами в лицо стала “Битва века” 1927 года. Вторая половина которой и ее ролик считались утерянными (как и тысячи других голливудских немых фильмов). Самая масштабная и известная из них произошла в “Большой гонке” 1965 года.
Десятилетия спустя торты, прилетающие в лицо продолжали появляться в бесчисленных комедийных скетчах. Например, в английской группе “Монти Пайтон”.
Их можно увидеть в многочисленных сериалах, таких как “Теория большого взрыва”, “Офис ” и “Клан Сопрано”, а еще раньше в знаменитом мюзикле ” Смазка” (1978). Или в сцене из “Поющих под дождем” (1952), в которой один из главных героев говорит, что выучил жест бросания торта прямо из кино.
Комический жест
По некоторым реконструкциям, первым кинематографическим тортом стал тот, который был брошен в короткометражке ” Мистер Флип” в 1909 году.
Но канонизация жеста в кино происходит главным образом благодаря кинокомпании “Кистоун”. Часто комические моменты в фильмах “Кистоун” основывались на бросании тортов. Как, например, в фильме 1913 года “Шум из глубины”. Обычно торты делались с кремом или сливками. И с толстой и тяжелой корочкой, чтобы обеспечить более эффектные траектории.
Короче говоря, бросание тортов было одним из наиболее часто используемых приемов в так называемых фарсовых комедиях начала двадцатого века. Которые были основаны именно на карикатурном комическом языке. Часто выражавшейся в погонях, драках или неожиданных жестах.
Эффект был фарсовым и веселым, а действия почти всегда легко узнаваемыми и знакомыми публике.
В своей автобиографии знаменитый режиссер и актер Бастер Китон, объяснил, что из-за обилия подобных моментов в киносценариях, оба стали очень разборчивы в отношении характеристик тортов, которые они использовали в фильмах.
Если ударяемый был блондином, в него добавляли начинку из ежевики и взбитых сливок. Если бы вместо этого лицо были коричневыми, то начинку пришлось бы делать из безе. Чтобы создать больший контраст в черно-белых фильмах.
Торты не следовало бросать в металлических формах, чтобы не повредить цель. Иногда актрис и актеров, которых собирались снимать, не уведомляли, чтобы эффект был еще более спонтанным.
Из кино в политику
Многие историки кино полагают, что немое кино получило распространение от водевильных комиков. Которые начали время от времени показывать его в кинотеатрах. Некоторые утверждают, что этот жест восходит как минимум к 1905 году. И что он должен быть возрожден именно потому, что режиссеры и продюсеры поняли, что увидеть, как кого-то бьют тортом, безусловно, будет развлечением для аудитории.
Даже если иногда настоящие торты не использовались или крем заменялся кремом для бритья, в течение двадцатого века этот жест практически не изменился.
Помимо циклического возвращения на комедийную сцену, антивоенные движения 1970-х годов превратили бросание торта в политическую акцию протеста.
Среди прочих, известного американского предпринимателя Билла Гейтса ударили тортом во время визита в Брюссель в 1998 году. А несколько лет спустя то же самое произошло с медиамагнатом Рупертом Мердоком. Когда он давал показания о скандале с прослушиванием телефонных разговоров в Палаты общин Соединенного Королевства.
В 1985 году на Каннском кинофестивале французский режиссер Жан-Люк Годар также получил торт в лицо. Отправленный человеком, которому не понравилась его книга “Je vous salue, Mari”. Которая переосмысливала библейскую историю Девы Марии в современной интерпретации.
В целом Годара, казалось, это позабавило, и он прокомментировал эту историю словами. “Вот что происходит, когда немое кино встречается со звуковым”.
Свежие комментарии