В 1967–1991 годах было создано тысячи рекламных роликов для продвижения товаров, которые не могли производить ни советское правительство, ни государственные компании.
Рекламная индустрия начала процветать в конце 60-х годов. Когда в СССР был издан указ, обязывающий государственные компании (а других и не было) тратить 1% своих доходов на рекламу.
Тогда в Советском Союзе не было рыночной экономики и свободной конкуренции. Не было ни свободных СМИ, ни частного бизнеса. Производство товаров контролировалось и диктовалось государством.
Из-за ограниченного предложения решение увеличить рекламу показалось довольно странным. Задумайтесь на мгновение, зачем кому-то тратить деньги на рекламу товаров, которые люди не могут купить?
Правда в том, что реклама не всегда предназначалась для продвижения конкретных продуктов. Она также выполняла политическую роль.
В капиталистическом обществе, ориентированном на потребителя, реклама направлена на то, чтобы заставить людей покупать ваш продукт. А не продукт вашего конкурента. Но из-за отсутствия конкуренции в социалистической системе реклама имела совершенно другую цель и роль.
Ее цель, в самом простом смысле, состояла в том, чтобы спроецировать веру в изобилие на население. Которое привыкло испытывать дефицит.
Развлечение для народа
Для многострадального советского народа реклама была сбивающей с толку, но приятной. По мнению большинства, если товары были хорошего качества, зачем их рекламировать?
Качественные продукты быстро исчезали с советских прилавков и, как правило, покупались впрок. Общее мнение по всей стране заключалось в том, что рекламируемые продукты должны быть некачественными.
С другой стороны, реклама стала очень популярной. В отличие от капиталистических обществ, где люди отдыхают во время рекламной паузы. В Советском Союзе зрители ждали их.
Это было мечта в лучшем виде. Реклама уводила советских граждан от многокилометровых очередей, полупустых полок магазинов. И переносила в мир, где всегда светит солнце, играла музыка. А женщины прекрасны, и даже эротичны.
Казалось, советская реклама использовалась для продвижения товаров, которые люди даже не знали, где купить. Было бы полезнее, если бы реклама сообщала, где можно найти эти продукты, а не показывала, что они есть в наличии.
Советская реклама, пропагандирующая изобилие продуктов
Основная цель советской рекламы заключалась не в том, чтобы продавать товары и побуждать людей покупать их. А в том, чтобы создать романтический взгляд на общество и страну.
Телевизионная и печатная реклама должна была информировать потребителей о том, что рекламируемые товары где-то существуют. Даже если прилавки были пусты.
Вот советская реклама, которая призывала людей покупать морепродукты. Телевизионная реклама и плакаты часто рекламировали икру и морепродукты, которых всегда не хватало.
Посмотрите, как рекламировали советские автомобили в конце 60-х. Запорожец должен был стать одним из самых известных советских автомобилей благодаря своей доступности и простоте ремонта.
Несмотря на рекламу, купить машину было практически невозможно. Нужно было зарегистрироваться и стоять в очереди, чтобы купить машину. Очередь могла длиться месяцами, а то и годами. Никто не знал, как долго они должны были ждать.
Странное устройство ниже — это магнитофон Весна. Советская молодежь мечтала иметь такой дома. Для рекламы этих продуктов использовались различные методы. От забавных карикатур и смелых плакатов до молодых и привлекательных женщин.
Заметили женщину в куртке в рекламе? Это был еще один продукт мечты, который было почти невозможно найти в СССР. Рекламщикам удалось показать то, что хотела молодежь, но не имела возможности купить.
Советская реклама
Владимир Маяковский, один из величайших советско-русских поэтов, принимавший участие и в создании советской рекламы, однажды сказал:
“Ни одна сделка не может быть совершена без рекламы. Раньше считалось, что самые плохие товары нужно рекламировать. А качественные можно легко продать. Это огромное заблуждение. Реклама создает имя для продукта. Реклама должна напоминать всем, как сильно они хотят и нуждаются в продукте.”
Это заявление он сделал в 1923 году. И это противоречило стандартному определению рекламы, записанному в Большой Советской Энциклопедии в 1941 году. А это был самый большой источник знаний того времени, где реклама определялась как:
“Средство обмана людей и навязывания им товаров, часто бесполезных или сомнительного качества.”
Несмотря на заявление Маяковского, советская реклама выглядела очень примитивно и сильно отставала от западных стран. Проанализировав множество советских рекламных плакатов, можно заметить несколько интересных фактов.
- Было принято рекламировать категории продуктов, такие как молоко, кукуруза, табак, а не конкретные бренды.
- Рекламные слоганы не сильно отличались. Они либо просвещали потребителей – “мыть яблоки перед едой”. Либо призывали их к конкретным действиям – пить, курить, есть, употреблять, покупать и т. д.
- В рекламе часто использовалось прилагательное “лучший ” применительно к определенным продуктам. Однако конкурентов для сравнения не было.
- Реклама делалась для широкой аудитории, а не для целевых групп.
Без прошлого нет будущего, каким бы болезненным оно ни было. И человеку, родившемуся после распада СССР, трудно представить, каково это жить в советское время.
Однако люди жившие в той стране до сих пор вспоминают о ней положительно и ностальгируют по СССР. Реклама и пропаганда отлично поработали. Да она все еще и работает. Люди до сих пор помнят ее спустя много лет.
Свежие комментарии